5 простых способов подготовить голос к записи

05.10.2013

Автор: Анна Каракаева

Источник: журнал «PR в России» №4

Речь — это сила, энергия, вибрации, проникающие в самую глубину слушателя. При этом тембр, манера, а через них обаяние говорящего воздействуют задолго до того, как воспринимается смысл. Говорите не уху, а глазу — наставлял Станиславский.

Если вы волнуетесь — тело напрягается, дыхание сбивается. Голос начинает дрожать, сипит, вы даете «петуха» или голос становится глухим, неуправляемым, быстро утомляется. От волнения глотка зажимается, от этого голос тускнеет, лезет наверх, становится тоненьким. От переизбытка чувств — челюсти, губы задеревенели, язык онемел, во рту пересохло... Если все это про вас — пора заняться голосом.

Однако даже если эфир — привычное для вас дело, это не дает права не готовить инструмент к работе. Голос — это музыкальный инструмент. И любой музыкант, даже если это виртуоз, настраивает инструмент перед концертом. Почему большинство людей перед презентацией, эфиром, телесъемками думают только о смысле того, о чем они собираются говорить и в редких случаях или никогда не разминают и не готовят свой голос? А ведь искусство управления голосом известно еще со времен Древней Греции. Ведь устойчивый, убедительный голос даст вам возможность почувствовать себя уверенно. И даже если вы волнуетесь, он будет вашим союзником. А может, будет врагом — если вы не научились управлять им.

Станиславский сравнивал актера, не владеющего собственным голосом с прекрасным музыкантом, который вынужден играть на испорченном инструменте.

Музыкант пытается передать чудные звуки, а фальшивые дребезжащие струны искажают все, доставляя артисту невыразимые муки.

В свободном теле — свободный звук! Освободите тело. Скорректируйте осанку! Как это сделать? Встаньте, а потом медленно, позвонок за позвонком, опустите голову, плечи, спину и безвольно повисните на какое-то время, а затем так же плавно поднимитесь. Следите, чтобы мышцы шеи были свободны, голова тяжелая, колени чуть присогнуты. Повторите 3-5 раз. Это упражнение способствует правильной осанке и удобной работе дыхательных мышц и голосового аппарата. Осанку можно проверить следующим образом. Подойдите к стене, и, прислонившись к ней спиной, почувствуйте пять точек соприкосновения с нею — пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки и затылок. Это настоящая прямая осанка. Привычка сутулиться, заваливаться назад, кривиться вбок, выдвигать шею вперед или назад, создает те самые мышечные зажимы, которые искажают наш естественный голос. Во время выступления прекратите тянуть подбородок вперед — это зажимает голосовой аппарат. Не тянитесь к партнеру (пусть даже воображаемому) — а тяните партнера на себя.
Откройте рот. У многих людей зажата челюсть. От этого страдает тембр голоса и дикция. Освободите челюсть. Потрогайте нижнюю челюсть, помассируйте ее. Опустите её вниз руками, язык лежит у корня нижних зубов расслабленно, аккуратно покачайте нижнюю челюсть. Поработайте со звуком. Рот необходимо открывать максимально широко — так что бы вошли 3-4 пальца, поставленные вертикально.
Откройте, распахните пространство для звука. Позевайте, раскройте глотку, поднимите нёбо, подумайте о зевке — освободите пространство для вашего голоса. Пусть это будет главная широкая магистраль для голоса, а не узкий петляющий туннель. Поговорите позевывая и потягиваясь, медленно: «ООО», «ААА», «ЭЭЭЭЭ». И еще: «Э-э-х, молока-а-а бы на-а-ам, ме-е-еду бы на-а-ам». Повращайте головой, разомните шею. Знайте, что цель вращения головы — в освобождении мышц задней части шеи, горла, языка, глотки и подбородка, то есть в освобождении канала, по которому продвигается звук.
Разбудите резонаторы! Это полости нашего тела, которые усиливают и обогащают звук. Постучите себя в грудь как Тарзан со звуком «Ааааа», — тем самым вы пробудите грудной резонатор. Мягко постучите по лицу на \"ммммм\" — разогреете головной резонатор. Позвучите на «М», «Хая-я-я», «Миллионы» — или любой текст на разной звуковой высоте.
Сделайте артикуляционную гимнастику. Хотя бы несколько упражнений.

Губы вытяните вперед в поцелуйчик, а потом растяните в широкой улыбке, обнажив зубы — 10 раз.

Снимите напряжение с губ — имитацией лошадиного фырканья.

Уберите языком во рту остатки воображаемой пищи -10 раз.

Погримасничайте лицом — как будто вы месите лицом кусок теста.

Проговорите любимую скороговорку. Например такую: Сиреневенький бесперспективняк с полувыломанными ножками. Проговаривайте скороговорку от медленного до очень быстрого, при этом утрированно артикулируя, чтобы разогреть речевой аппарат.

И после этого смело шагайте в студию.

Удачи в эфире!!!!

http://www.oratorica.ru/news/articles/kak_podgotovit_golos

Читайте также



Александров Артем Викторович

Музыкант, поэт, автор и исполнитель
Позвоните нам
Следите за нами
Новости